В статье разберем такие вопросы:
- Что такое потенциально опасный объект и какие объекты относятся к опасным?
- Что такое, паспорт потенциально опасного объекта и зачем он нужен?
- Изменения с правилах оформления с 1 сентября 2023
Потенциально опасный объект — здание или сооружение с повышенными требованиями к безопасности или с повышенным уровнем ответственности. Также к потенциально опасным объектам относят здания, которые могут вмещать одномоментно 5 000 человек и более. К таким объектам относят объекты, эксплуатация которых связана с риском, а также технически сложные или уникальные по своим архитектурным или функциональным характеристикам.
Перечень объектов повышенной опасности:
- объекты, связанные с использованием атомной энергии;
- гидротехнические сооружения 1 и 2 класса опасности;
- особо сложные и особо опасные сооружения связи;
- линии электропередач и объекты электросетей с высоким напряжением (от 330 кВт и выше);
- объекты космической отрасли;
- объекты инфраструктуры воздушного транспорта, например, аэропорты;
- объекты инфраструктуры ж\д транспорта общего назначения;
- объекты инфраструктуры внеуличного транспорта (метро, монорельсы и т. п.);
- портовые объекты;
- опасные производственные объекты (производство и добыча опасных веществ, горные работы, взрывные работы и т. п.);
- объекты с уникальными характеристиками, например, высотой более 100 метров, с пролетами более 100 м, с консолями более 20 м, с заглублением подземной части более чем на 15 м ниже уровня земли.
Паспорт безопасности ПОО (потенциально опасного объекта) — это ключевой документ, который содержит подробную информацию об объекте, необходимую для разработки мер его безопасности, а также используемую государственными органами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в информационных целях.
Уровень опасности объектов разного типа может быть разным, поэтому выделяют 6 категорий опасности:
1 категория: авария или ЧП на объекте приведет к возникновению ЧС федерального масштаба;
2 категория: авария или ЧП на объекте приведут к ЧС межрегионального масштаба;
3 категория: авария или ЧП на объекте приведут к ЧС регионального масштаба;
4 категория: авария или ЧП на объекте приведут к ЧС межмуниципального масштаба;
5 категория: авария или ЧП на объекте приведут к ЧС муниципального масштаба;
6 категория: авария или ЧП на объекте приведут к ЧС не выше локального масштаба.
С 1 сентября 2023 согласно постановлению правительства 1265 установлен новый порядок оформления и новая форма паспорта безопасности. До 1 декабря 2023 все юридические и физические лица (ИП), эксплуатирующие ПОО должны разработать и оформить паспорт на бумажном носителе в 2 экземплярах.
Закон предусматривает, что если объектов 2 или более и они находятся близко друг к другу (менее, чем 500 метров) и обладают схожими характеристиками или являются неотъемлемыми частями целого, паспорт для них может быть один.
Что должен включать в себя паспорт безопасности потенциально опасного объекта с 1 сентября 2023?
- Титульный лист, который должен содержать наименование организации, эксплуатирующей ПОО, год утверждения документа.
- Сведения о потенциально опасном объекте, включающие: описание, сведения о местонахождении, технические характеристики, классификация и категория опасности.
- Рекомендации о мерах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте:
— характеристики локальной системы оповещения, информирования персонала и населения,
— перечень и место хранения резервных источников электро-, водо-, тепло-, и газоснабжения для обеспечения работоспособности предприятия;
— штатные и нештатные аварийно-спасательные формирования;
— формирования по гражданской обороне;
— финансовые и материальные ресурсы для ликвидации ЧС.
- Материалы, касающиеся прогнозирования и оценки последствий чрезвычайных ситуаций, включающие краткое описание наиболее вероятных сценариев развития аварийной ситуации или нескольких видов аварийных ситуаций.
- Приложения: изменения в режиме работы предприятия, которые могут повлиять на безопасность.
Процедура утверждения и регистрации паспорта ПОО (2023)
- Документ утверждается руководителем (зам руководителя) организации, ответственной за эксплуатацию ПОО;
- После утверждения паспорт необходимо зарегистрировать в ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по тому субъекту федерации, где расположен объект. В течение 10 дней с момента утверждения оба экземпляра должны быть направлены в соответствующий орган для регистрации. Срок регистрации не должен превышать 15 рабочих дней. Второй экземпляр после регистрации направляется обратно а организацию, а первый хранится в управлении.
- Информация о наличии паспорта ПОО также размещается в базе данных государственного органа, ответственного за управление государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном и региональном уровнях.
В компании Альянс «Развитие» вы можете обучить своих сотрудников на курсах дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности, чтобы они могли правильно разработать паспорт безопасности потенциально опасного объекта. По итогам обучения выдается документ, подтверждающий квалификацию, который вносится в реестр ФИС ФРДО.